"Жила-была курица, которая несла золотые яйца. Но однажды хозяин, решив, что и сам прекрасно справится с такой драгоценной работой, эту курицу зарезал. В итоге, однако, ничего путного из сей затеи не получилось…
Над этой историей можно было бы от души посмеяться, если б ни один нюанс: роль несчастной птицы исполняет открытое акционерное общество «Старобинский торфобрикетный завод».
Стоит напомнить, что это предприятие, имеющее два филиала – на Слутчине и Несвижчине, экспортоориентированное: до восьмидесяти процентов его продукции продается за рубеж. И вполне успешно: в минувшем году ОАО, по словам директора Виктора Аникеенко, поставило заграничным клиентам 162 тысячи тонн торфобрикета и заработало на этом 11,1 миллиона долларов США. То есть, примерно по миллиону в месяц.
Нынче предприятие намечало отправить в заморские страны почти 180 тысяч тонн продукции. Но поставило на этот момент лишь 14,7 тысячи. Так и с валютной выручкой: вместо трех - худо-бедно наскребло миллион долларов. В феврале-марте ОАО не продало на экспорт ни килограмма торфобрикета. Аналогичная ситуация наблюдается и в апреле. А ведь в былые времена такие месяцы были пиком зарубежных поставок!..
Завод под завязку – порядка 2,6 тысячи тонн – заполнил продукцией свой склад. Еще две тысячи тонн торфобрикета сложил в огромные бурты на территории. А около трех тысяч тонн отправил на хранение в арендованном ангаре в ОАО «Большевик-Агро». Предприятие резко сократило объемы производства: в марте оно выпустило всего 5,6 тысячи тонн, а могло – двадцать тысяч! Теперь тут задействована лишь треть мощностей и стоит вопрос о временной остановке завода.
Что же случилось с одним из крупнейших производителей торфобрикета в республике? Кто лишает жизни предприятие, которое в Старобине имеет статус градообразующего? Да родное государственное производственное объединение по топливу и газификации «Белтопгаз»! Дело в том, что в прошлом году это ГПО создало в Литве компанию – ЗАО «Belfuel». Создало, как заявлено на электронном сайте, «для централизации поставок топливных брикетов на основе торфа от белорусских производителей и расширения рынка сбыта в странах ЕС».
С 1 июня 2012-го «Белтопгаз» запретил осуществлять торфобрикетным заводам, в том числе и Старобинскому, самостоятельные поставки продукции на экспорт – в Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Швецию и другие государства. Отныне такие поставки должны вестись только через ЗАО «Belfuel». В обязательном порядке и под персональную ответственность руководителей.
- Мы поначалу даже обрадовались, - рассказывает заместитель директора Старобинского ТБЗ по коммерческим вопросам Александр Гурьянчик. – Теперь приличный кусок работы будет делаться за нас. Но скоро радость сменилась тревогой.
Раньше у отечественных торфобрикетных заводов имелись свои заграничные клиенты, деловые связи с которыми налаживались и поддерживались годами. Все было в основном распределено. Так, например, старобинцы постоянно и напрямую поставляли продукцию шведской теплоэлектростанции Vattenfall, еще паре-тройке крупных компаний и десятку мелких.
Сломав существовавшую систему, ЗАО «Belfuel» не создало собственной. В итоге в морских портах скопилось порядка двадцати тысяч тонн белорусского торфобрикета, который не нашел сбыта. Нет, что-то все-таки продали. Так, скажем, обеспечили топливом ту же Vattenfall. Но если раньше с этим вполне справлялся один Старобинский ТБЗ, то сейчас станцию завалили продукцией со всех заводов. Больше «Belfuel» хвастаться, в общем-то, и нечем.
О причинах такой пробуксовки можно только догадываться. Одной из них могла, вероятно, стать цена на отечественный товар. Ведь за счет чего живут подобные посреднические фирмы? За счет своих «накруток» на ту самую цену. А она и так высока.
- Мы в 2003-м начинали с того, - продолжает Александр Петрович, - что тонна торфобрикета стоила всего двадцать два доллара США. Но в прошлом году этот показатель достиг уже семидесятидолларовой отметки. Однако ж бесконечно цена расти не может!..
Впрочем, старобинцы, как и их коллеги, махнули б рукой на экспорт. Если бы был сбыт продукции на внутреннем рынке. Так ведь нет! В 2012-м заводу надлежало произвести для белорусских потребителей 108 тысяч тонн брикета из торфа, в нынешнем – 90 тысяч тонн. Квота значительно снизилась. Что и говорить, если когда-то Солигорский район «поглощал» 33 тысячи тонн такого топлива, то теперь и 13 тысяч выбрать не в состоянии. Оно и понятно: в стране активно ведется газификация домовладений. Влияет на сбыт и демографическая ситуация.
Для улучшения продаж торфобрикета производители упомянутой продукции ратовали за строительство в республике такой же теплоэлектростанции по типу шведских или финских. Но вряд ли теперь это предложение уместно, ведь в стране разворачивается возведение АЭС. Был момент, когда торфяным топливом для замещения импортного газа заинтересовались отечественные цементные заводы. Ожидаемый объем поставки им брикета мог, по расчетам специалистов, к 2015 году составить 1,2 миллиона тонн. Да цена на тот же импортный газ устаканилась, и интерес к торфу пропал.
Тогда стоит ли реализовывать принятую в нашей республике программу «Торф»? Надо ли вкладывать огромные деньги в осуществление ее мероприятий, если толку от этого как на внутреннем, так и на внешнем рынке мало? И не экономней ли да не проще ли будет закрыть, допустим, половину торфобрикетных заводов?
Но есть и другая альтернатива. Идея централизации хороша. Однако любую хорошую идею можно удушить в объятиях, слишком ретиво и непродуманно взявшись претворять её в жизнь. Может быть, и ГПО «Белтопгаз» не стоит спешить с внедрением монополии ЗАО «Belfuel»? И не лучше ли будет в новом отопительном сезоне вернуть все на круги своя?"
отсюда по теме тут ещё есть.
Allek, ты как специалист по торфобрикетам, скажи нам, есть у белорусов шанс выбраться из ямы? Может им начать переугливать его? Или у них форма и плотность брикета не подходящая?